В первой половине 19 века образовательные учреждения в Российской империи были строго разделены по социальному статусу и полу учащихся. Рассмотрим, какие учебные заведения были доступны для различных категорий населения в Санкт-Петербурге в этот период:
Дворяне-мальчики:
- Царскосельский лицей (В): Это одно из самых престижных заведений для дворянских детей в России, основанное в 1811 году. Лицей предоставлял всестороннее образование, включая гуманитарные и естественные науки, и готовил своих выпускников к государственной службе. Среди его известных выпускников — Александр Пушкин.
- Классическая гимназия (А): Гимназии в это время тоже ориентировались в первую очередь на дворян. Они предоставляли классическое образование, включавшее изучение древних языков, литературы, истории и математики.
Дети недворянского происхождения:
- Приходская школа (Б): Эти школы предоставляли начальное образование и были доступны для детей всех сословий, включая недворян. Обучение включало чтение, письмо и основы арифметики.
- Технологический институт (Г): Основанный в 1828 году, этот институт предоставлял образование в области технических и прикладных наук. Хотя основная часть студентов была из дворян, дети недворян могли поступить, если показывали отличные способности.
Дворянки-девочки:
- Смольный институт (Д): Первый в России институт благородных девиц, основанный в 1764 году. Он предоставлял образование для девочек из дворянских семей, включая гуманитарные науки, языки, музыку и изящные искусства. Целью было подготовить их к роли жен и матерей в высшем обществе.
Простолюдины:
- Приходская школа (Б): Как и для детей недворянского происхождения, приходские школы были основным доступным вариантом для простолюдинов. Эти школы давали базовые знания, необходимые для повседневной жизни.
В целом, система образования в первой половине 19 века в России была сословной, и доступ к образованию во многом определялся социальным статусом и происхождением.